Петров и ВасечкинПриключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина.Маша Старцева
Официальный сайт фильмов

Ссылки партнеров:






СТАТЬИ




1. Статьи о фильмах
2. Статьи о Владимире Аленикове
3. Статьи о Владиславе     Дружинине
4. Статьи о Егоре Дружинине
5. Статьи о Дмитрии Баркове
6. Статьи об Инге Ильм
7. Статьи об Анастасии Улановой
8. Статьи об Александре Камоне
9. Статьи о Татьяне Островской
10. Статьи о Лене Делибаш
11. Статьи о Натальи Казакевич
12. Статьи о Генрихе Сапгире
13. Статьи о Борисе Яновском
14. Статьи о Софико Чиаурели

Отрывок из интервью Михаила Трухина

Ни дня, пока в Одессе шли съемки "Приключений Петрова и Васечкина. Обыкновенных и невероятных", город не жил спокойно. Главные актеры фильма Егор Дружинин и Дмитрий Барков, игравшие проказников, и в реальной жизни оказались редкими безобразниками. Компанию мальчишкам всегда составляла их партнерша Инга Ильм. Это в кино девочка была отличница из отличниц. А в жизни не прочь и на дерево залезть, и поиграть со спичками, и исполнить каскадерский трюк собственного сочинения, запрыгнув в окно чужого гостиничного номера. В конце концов троица спелась с гримером и пиротехником, вследствие чего маленькие актеры получили в подарок ценнейшую вещь - целую банку специальной краски, имитирующей кровь. Обмазавшись ею с ног до головы, довольные хулиганы ложились в самых людных местах на одесские тротуары и наблюдали за реакцией сердобольных прохожих…

   Словом, компания для съемок была подобрана та еще. Не зря режиссер объездил с десяток городов, а в них - множество школ. За три месяца каждодневных проб перед ним прошло около 7000 претендентов! Но, как часто бывает, финальной точки в кастинге он поставить не мог. Ведь Петрова и Васечкина Алеников придумал за много лет до начала работы над картиной - в середине 70-х годов то один, то второй появлялись на свет как... герои "Ералаша". Когда Одесская киностудия предложила режиссеру взяться за полный метр, он уже представлял, какими должны быть главные герои. Вот только среди школьников, приходивших на пробы, не находил похожих. Пока… не увидел фотографию сына своего друга, хореографа Владислава Дружинина (впоследствии он ставил танцевальные номера в обеих картинах и сыграл роль учителя рисования). Алеников тут же решил пообщаться с юным отпрыском. Дело было летом, и Егор отдыхал в пионерском лагере под Ленинградом, но это не остановило Аленикова, который в тот же день добрался до лагеря и встретился с мальчиком. Как вспоминает режиссер, уже через десять минут общения с Дружининым он понял, что нашел своего Васечкина. К тому же Егор не растерялся, поинтересовался у Аленикова, нашел ли он уже Петрова, и, получив отрицательный ответ, тут же привел своего друга и одноклассника Дмитрия Баркова. Именно Дружинин и Барков сыграли решающую роль в утверждении актрисы на роль Маши Старцевой. Режиссер долго выбирал между двумя кандидатами - Ингой Ильм и Настей Улановой. И та и другая подходили под образ "пионерки-передовицы". Но поскольку влюбляться в Старцеву предстояло именно Петрову и Васечкину, Алеников после кинопроб отвел мальчишек в сторону и, кивнув в направлении претенденток, спросил: "Какая из них - Маша?" Те в один голос заявили, что Инга. Пока не начались съемки, Алеников создал для юных талантов целую актерскую школу, где ежедневно шли занятия по сценической речи, движению, актерскому мастерству. И только когда впервые прозвучала команда "Мотор!", ребята поняли, что работать им придется наравне со взрослыми, что существует смена по 8-10 часов, что надо зубрить текст. Чтобы дети не смотрели в объектив, Владимир Алеников придумал хитрость, сказав, что от этого портится пленка. Инга Ильм вспоминает, как непросто ей давалась съемка сцены в школьном коридоре, когда на нее с цитатами из "Укрощения строптивой" вылетает Васечкин и как завороженный замирает. В его глазах все мутнеет, а она что-то ему говорит. Что именно - ему не слышно, поэтому режиссер попросил Ингу смотреть на Васечкина и произносить что угодно. Вот тут и была сложность: потому что на самом деле Васечкина на площадке в этот момент не было и работать приходилось на камеру. А что говорить - в голову не шло. Алеников, заметив затруднение девочки, посоветовал ей читать хотя бы стихи. Что она и сделала, вспомнив пушкинского "Медного всадника".

   …Если первый съемочный месяц в Одессе выпал на конец лета и после работы у актеров еще оставалась масса свободного времени, то два следующих - сентябрь и октябрь - школьная пора. Освобождать от уроков юные дарования никто не собирался. И к ним в гостиницу после трудового дня приходили учителя, обучавшие их грамоте, литературе и математике. Конечно, спрос с артистов был не такой строгий, как с обычных школьников, к тому же иногда они даже засыпали на уроке. Но судя по многочисленным пятеркам, привезенным ими впоследствии в родные школы, учились они на съемках очень даже хорошо.

   На творческом объединении "Экран", где Владимир Алеников показывал завершенный фильм, "Приключения Петрова и Васечкина..." произвели хорошее впечатление. Чиновники попросили внести лишь несколько поправок. К примеру, крамольным показался диалог двух героев, когда Васечкин отвечает на вопрос Петрова: "Ты за кого? За Луну или за Солнце?" - "За Луну! За Советскую страну!" Эти фразы попросили убрать, поэтому в картине их не слышно за школьным звонком. А еще попросили режиссера тут же приступать к работе над продолжением истории. Так Алеников начал снимать "Каникулы Петрова и Васечкина", взяв за основу два классических сюжета - "Ревизора" и "Дон Кихота", оговорив, что на этот раз сделает два мюзикла - жанр в советском кино в ту пору практически не известный.

   Именно "Ревизор", как вскоре понял Владимир Алеников, и сыграл с его фильмами злую шутку. На студии, ожидая "Каникулы", пока не выпускали "Приключения". Но когда чиновники посмотрели вторую картину, о том, чтобы выпускать фильмы на телеэкраны, и речи быть не могло. По новому фильму было дано 28 поправок. Что-то просили вырезать (исчезла, например, встреча Петрова и Васечкина с французскими альпинистами). Придирались даже к словам. Так, в сцене танго Васечкин произносил: "Пойми, я сердцем чист, враньем по горло сыт. В душе я активист и красный следопыт". Слово "красный" потребовали убрать, его заменили на "даже".

   На студии режиссеру категорически сказали: "Мы такие фильмы никогда и никому показывать не будем". А дальше прозвучала фраза, которую Алеников запомнил на всю жизнь: "Это не пионерская пластика, не пионерская музыка, и вообще все это - американизмы". Фильм положили на полку. Как тогда казалось, навсегда. Но Алеников не был готов так просто расстаться с двумя годами работы. И принялся обивать пороги чиновников, академий и просто влиятельных людей, положительное мнение которых могло повлиять на судьбу картины. "Академия педагогических наук объясняла, что никакого криминала в "Петрове и Васечкине" не видит, - вспоминал режиссер. - Институт художественного воспитания АПН СССР общим собранием принимал решение, что фильмы даже полезно показать подрастающему поколению, ибо, разговаривая с ним на его языке, они, безусловно, с успехом преподадут ему ряд важных нравственных уроков… Дмитрий Кабалевский давал заключение, что музыка Островской имеет полное право на существование. Сергей Михалков примерно то же самое объяснял "Экрану" по поводу моих стихов, служивших текстами к песням…" Не помогало…

   И тогда Владимир Алеников пошел на хитрость. В то время к власти в стране пришел Юрий Андропов. А дочь генсека, Ирина Юрьевна, как узнал режиссер, работала в музыкальном журнале, в редакцию которого он и отправился. Он хотел уговорить женщину прийти с детьми на просмотр его ленты. Через полтора часа беседы и уговоров Ирина Андропова согласие дала, а Алеников тут же позвонил на студию и заказал просмотровый зал. А на вопросы "Кто ему разрешил?" резонно заметил, что разрешение вряд ли нужно, поскольку его "Петрова и Васечкина" приедет смотреть семья Андроповых… Видимо, страх чиновники испытали нешуточный, потому что уже на следующее утро режиссер узнал, что "Приключения" и "Каникулы" не только были сняты с полки, но и получили "первую категорию" и встали в программную сетку Первого всесоюзного канала буквально на следующую неделю…

   Лавина успеха буквально обрушилась на головы юных актеров: мальчишки Советского Союза сходили с ума от Маши Старцевой и писали ей письма, предлагая руку и сердце, к Егору Дружинину поклонницы приезжали из других городов. И никто не мог поверить героям, что они такие же простые школьники, так же получают двойки, ездят в метро. И все же актеры признаются, что их детство действительно было ярче, чем у сверстников. Благодаря тем съемкам… А в этом году, спустя 25 лет, создатели "Приключений" и "Каникул" празднуют юбилей картин. Недавно Владимир Алеников рассказал, что у него готов сценарий продолжения истории Петрова и Васечкина, дело осталось "за малым" - финансированием.

   Пока же режиссер снял красочную комедию "Улыбка Бога, или Чисто одесская история", которая этим летом выйдет в прокат...

Ирина Данилова,
© ЗАО "Издательство Семь Дней".
Перепечатано из журнала "7 дней", 16-22 марта №12.
Фотографии с сайта vasechkin.ru
Размещено с разрешения бильд-редактора интернет издания "7 дней" Тамары Мамаевой.




Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку:
Петров, Васечкин и другие:  Статьи